Евреи - не народ. Кто составляет их этнос? И могут ли евреи назваться этнической группой? Удивительно, но НЕТ. Евреями, скорее, можно назвать секту иудаизма. В доказательство - свидетельства самих евреев. И! Только официальные источники!
ЧАСТЬ 1 - Вопросы раввину
Тема: Евреи — народ?
Вопрос: Я давно пытаюсь понять, чем евреи отличаются от других
национальностей. С одной стороны, как все, с другой, не как все. Загадка.
Можете ли вы это прояснить?
Отвечает Рав Ашер Кушнир
Разбор Вашего вопроса является ключом для прояснения целого ряда недоумений и заблуждений. Поэтому разберём его поподробней.
Начнём
с того, что, по мнению части знаменитых учёных, евреи действительно
загадка, они не как все, они даже не народ. Все да, а мы — нет. Так кто
же мы? Как пишет проф. Тойнби, «продолжающая жить историческая
окаменелость»… И легко их понять. Ведь ни под одно определение, что есть
народ, мы не подпадаем. Ведь для того, чтобы называться народом, должны
быть некие объективные критерии принадлежности к народу, как то: общая
территория, язык, генеалогия, культура, совместная история и т. д. И
если мы проверим человеческую историю за последние 2000 лет, период
становления современных народов, то заметим, что евреи, действительно,
не вмещаются ни в какие рамки. Так что же их объединяет? Язык? Все евреи говорят на разных языках. Русский, идиш, арабский и т.д. Культура? Присмотритесь к евреям из России и из Йемена… Общая территория? Не была. И даже сейчас большинство евреев живёт за пределами Израиля. Совместная история? Никакой, Ну, разве что периодически били везде. Генеалогия?
Да, мы потомки Исраэля и его сыновей, но человек любой национальности,
который захочет принять их духовное наследие, тоже может стать евреем —
пройти гиюр. Скажете, религия? Но человек нерелигиозный ведь такой же еврей! Евреи
действительно не подпадают ни под одно определение. Представьте себе
человека: живёт на Аляске, говорит по-арабски, выглядит китайцем и на
вопрос, кто ты, отвечает — еврей! Действительно, загадка… Попробуем её
прояснить. Обратимся к двум фундаментальным понятиям: Нация и Религия. В
мире принято полное разделение между этими двумя понятиями.
Национальность и вероисповедание существуют независимо и могут при этом
соединяться в той или иной комбинации. А как это сложилось? На
каком-то этапе, где-то, некая этническая группа выделяется из
окружающей среды и постепенно, в течение столетий, создаёт свои обычаи,
верования и культуру, язык, накапливает историю. Так вначале происходит
утверждение национального, появляется народ. Впоследствии, в ходе
истории, они то ли продолжали развивать своё верование, превращая его в
религию, то ли им насаждалась новая религия, то ли они её сами
добровольно принимали, не теряя при этом своих национальных
особенностей. Поэтому может быть англичанин-мусульманин,
японец-христианин, эскимос-буддист… Как угодно, и никаких противоречий
нет, национальное отдельно, религиозное — отдельно. И так у всех
народов, кроме… евреев. Не может быть еврей-мусульманин или англичанин
еврейской религии. Эти понятия взаимно исключают друг друга. Почему? Потому, что у евреев понятия национального и религиозного совпадают,
они тождественны и неразделимы! Поэтому мы не народ как все народы
мира. Посудите сами. Есть ли русская религия? Нет! Есть ли христианская
национальность? Нет! А у евреев есть еврейская религия и религиозное
еврейство. Два этих понятия национального и религиозного сливаются в
единое целое и не существуют одно без другого. Еврейская национальность
связана только с еврейской религией. А еврейская религия только с
еврейской национальностью. В чём же причина? Из-за
того, что возникновение евреев как народа и принятие веры произошло не
постепенно, с интервалом в сотни лет, а в одно и то же время! 3319 лет
назад разрозненное племя потомков Авраама, Ицхака и Яакова выходит из
Египта, чтобы получить Тору на горе Синай. Там, на горе Синай, евреи в
один момент стали народом, получив свои законы, традицию, культуру и
т.д. С тех пор и до наших дней всё еврейское находится в Торе и только в
Торе. Она регулирует и охватывает все аспекты нашей жизни. По этой
причине еврей может существовать без общей территории, языка, культуры и
т. д., и столько времени, сколько кто-то и где-то учит Тору, там
еврейское-бессмертное будет существовать, а там, где этого нет — всё
еврейское исчезает в течении нескольких поколений. Вот в
этой еврейской особенности единства национального и религиозного можно
найти ответ и на десятки других насущных проблем, но это уже не в рамках
Вашего вопроса… Послушать аудиолекцию: «Не кто Еврей, а что Еврей»
ЧАСТЬ 2 - Происхождение
еврейского народа
Постановка проблемы: Являются ли нынешние евреи
потомками древних евреев?
Принято считать, что
нынешние евреи мира - это прямые потомки древних евреев, но некоторые
исследователи отрицают это.
Традиционная точка зрения
Согласно еврейской традиции, все еврейские общины мира являются потомками евреев, живших в Стране Израиля
и изгнанных оттуда сначала в VI в. до н.э. вавилонянами, а затем в
I-III вв. н.э. римлянами. Эти евреи, в свою очередь, были потомками
народа, вышедшего из Египта и завоевавшего страну Ханаан, а этот народ происходил от двенадцати сыновей патриарха Яакова.
Таким образом, все прошлые и современные евреи – это прямые потомки
одного праотца, и еврейский народ генетически един. Эта точка зрения
закреплена в Танахе, литературе Мишны и Талмуда и в еврейской литургии, где евреи называют себя «сыновьями», «потомками» и «семенем» Авраама, Ицхака и Яакова, а их называют своими «отцами» и «родителями». [1]
Еврейские источники о генетической неоднородности еврейского народа
Уже в Танахе
содержится информация о присоединении к еврейскому народу людей, не
являющихся по крови потомками еврейских праотцев. Так, при исходе евреев
из Египта "многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними" (Исх.12:38). Мидраш называет их герами [2], и нигде не сказано, что они впоследствии оставили еврейский народ. Присоединились к еврейскому народу в библейские времена Рут-моавитянка (Руфь.1:16) и Наама-аммонитянка (3Цар.14:21), и от них происходят все еврейские цари дома Давида после Шломо. Согласно еврейской традиции, стали евреями Итро и Рахав [3], и их потомство было известно в народе [4]. После разрушения Северного царства ассирийцы переселили на захваченные ими территории иноплеменников из Куты и других районов, т.н. кутим (4Цар.17:24), и те слились с остатками евреев Израильского царства. Впоследствии многие мудрецы Мишны считали кутим полноценными евреями [5]). В Книге Эстер (Эсф.8:17)
говорится о подданных Персидского царства, охватывавшего весь Ближний
Восток, многие из которых перешли в иудаизм и стали евреями
(комментаторы расходятся по вопросу о том, стали ли они действительно
полностью евреями, или только проеврейски ориентированными людьми).
В мишнаитские времена известно много примеров гиюра (напр. Онкелос, переводчик Торы на арамейский язык), и потомки геров вливались в еврейский народ [6]. Кроме того, царь хасмонейской династии Йоханан Гиркан насильственно обратил в иудаизм народ идумеев [7], а царь Аристобул – итуреев [8]. В Мишне говорится, что среди вернувшихся из вавилонского изгнания были геры и освобождённые рабы, и герам разрешены браки с евреями [9]. О жителях многих общин Вавилонии во времена Талмуда было известно, что они происходят от геров [10].
Уже в талмудические времена задавался вопрос, может ли гер называть Авраѓама, Ицхака и Яакова своими «отцами», и р.Йеhуда отвечал – может [11], так как гер повторил путь Авраѓама, а Авраѓама Бог сделал «отцом множества народов» (Быт.17:5). Таково же мнение Рамбама в Письме к Овадии-геру [3].
Таким образом, из именования Авраѓама, Ицхака и Яакова «отцами» и
«предками» не следует, что именующий их так является их прямым потомком.
Вместе с тем большая часть евреев, хотя и не все, действительно
происходит от древних евреев, вышедших из Египта.
Критика традиционной точки зрения
Некоторые ученые подвергли критике эту концепцию и предположили, что
сегодняшние евреи происходят не от одного праотца и даже не от одного
народа, жившего в Палестине в римские времена, а от различных народов,
обращенных в иудаизм.
См. Хазарская теория, Теория Векслера, Кто и как изобрёл еврейский народ.
Исторические источники о генетическом составе еврейского народа
Известно, что в эллинистические времена многие сотни тысяч, если не
миллионы (к I в.н.э.) жителей Средиземноморья приняли основы иудаизма,
прежде всего единобожие. Они назывались sebomenoi (Деян.
13:43,13:50,16:14,17:4,17:17,18:7; Иудейские древности. 14.7.2) и
phobeomenoi (Лук. 1:50,18:2-4; Деян. 10:2,10:22,10:35,13:16,13:26; 1
Петра 2:17; Откр. 14:7, 19:5) (греч.) или metuentes (лат.) – «боящиеся».
Учёные предполагают, что многие из них впоследствии стали христианами,
но у нас нет сведений о массовом принятии "боящихся" в еврейские общины [4]. Правящая верхушка царств Адиабены, Химьяра и Хазарии
принимала иудаизм, но массовое обращение населения этих стран в иудаизм
нигде не зафиксировано, а в случае Хазарии – и не подтверждается
археологическими находками. На протяжении всей истории после разрушения
Второго Храма ни в одной стране и ни в одно время статус еврея не был
так благоприятен и так притягателен, чтобы привлекать массы неевреев к
принятию иудаизма. Даже в самые благоприятные времена — в Золотой век
еврейства Испании, в Речи Посполитой в XVI—XVII вв. — евреи были
дискриминируемой социально-религиозной группой. Наоборот, нам известно о
многих «выходах» из еврейства. Если в I в. н. э., как предполагается, в
мире жило около 4 200 000 евреев, то во время путешествий Биньямина из Туделы
в XII в. их было в мире не более 750 000 — и это после пятисот лет без
больших войн и изгнаний после завершения арабских завоеваний; об
опустошительных эпидемиях в исламском мире за эти пятьсот лет тоже
неизвестно. При этом, по подсчётам Дж.Расселла, к началу XI в. только в
европейской части Средиземноморья жило 17 млн. человек[5].
(см. Численность еврейского народа). Согласно С.Д.Гойтейну, «еврейское
население Египта или Испании в период позднего средневековья составляло
не более одного процента всего населения»[12].
Для сравнения: по оценкам Теодора Моммсена, в I в. н.э. в Египте жил 1
миллион евреев из 8 миллионов населения страны. 4 200 000 евреев, живших
в мире в I в. н.э., сравнимы с данными переписи Августа в 25 г. до.
н.э., по которой в римском государстве насчитывалось 4-5 млн.
полноправных граждан[6].
Эти данные показывают, что нет основания предполагать массовое
присоединение неевреев к еврейскому народу в талмудическую и
пост-талмудическую эпоху.
Генетические данные
См. Генетические исследования еврейского народа
В связи с развитием генетики в настоящее время появилась возможность
прямой проверки выдвинутых гипотез. Проанализировав генетический тип
евреев из всех основных еврейских общин, генетики пришли к однозначному
заключению о том, что все эти общины имеют общее происхождение из
народа, обитавшего в районе Леванта, т.е. Восточного Средиземноморья.
Согласно недавним исследованиям с использованием различных методов
(полиморфизм Y-хромосом, микросателлитные исследования и генотипинг
методом bead array), существует ясная генетическая связь между главными
еврейскими общинами, включая ашкеназов, азербайджанских, грузинских, иранских, иракских, марокканских, болгарских и турецких евреев. У всех этих общин прослеживаются общие корни в Леванте. Они тесно связаны с самаритянами и друзами. Кроме того, они намного больше похожи друг на друга, чем на соседнее нееврейское население. Нужно отметить, однако, что у эфиопских и индийских евреев
прослеживается малое генетическое подобие другим евреям и сильное
сходство с соседним населением, хотя по отцовской линии индийские евреи
связаны с населением Леванта. Из этого можно сделать вывод, что эти две
небольшие группы действительно образовались из потомков прозелитов.
Основное разделение между генотипами еврейских общин произошло
примерно в V в. до н.э. – то есть во время Вавилонского плена. При этом в
разных группах евреев есть различное количество прозелитов, которое
генетически можно измерить на популяции в целом. Исследования показали,
что генотип ашкеназских евреев на две трети происходит от евреев
древности, а примерно одну треть составляют обратившиеся в иудаизм.
Согласно генетическим данным, наибольшую часть добавлений этих 30%
ашкеназских евреев составляют представители Южной Европы. Они
присоединились к еврейскому народу, в основном, во времена поздней
античности. Исследования показали, что генотип всех групп ашкеназов
резко отличается от генотипа всех окружающих народов и не имеет ярко
выраженных связей ни со славянским генотипом, ни с тюркским. Поскольку
хазары, как предполагается, были тюркским народом, то это опровергает
также «хазарскую»
гипотезу происхождения ашкеназов. Среди евреев восточных стран
добавлений меньше, а именно – около 90% происхождение от древних евреев и
10% от обращенных. Различие между ашкеназами и другими еврейскими
группами следует также из "эффекта бутылочного горлышка”: еврейское
население Европы увеличилось более чем в 100 раз в течение четырех
столетий между XV и XIX столетиями, и поэтому у ашкеназов было очень
небольшое количество предков, что уменьшало генетическое разнообразие и
сходство с другими общинами
Источники: (1 часть): Вопросы раввину (2 часть): Происхождение еврейского народа
|